Чему мы можем сознательно научиться у детей

Способности к необусловленной любви.

Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте).
 

Способности жить "здесь-и-сейчас".

У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и о прошлом. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Дети же живут настоящим, поэтому они счастливы.

Способности быть счастливым.

 Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь родителей и любит их. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности радоваться естественным, как нам кажется, мгновениям.

Гибкости. Не только физической, но и психологической.

Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.

Открытости миру.

Маленький человек доверяет и открыт миру, а потому и мир открыт ему. У большинства взрослых по разным причинам "закрывается" сердце. В какой-то степени это необходимо, учитывая несовершенство людей. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.

Способности удивляться.

К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.

Естественности.

Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.

Беспричинной радости.

Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев обусловлена чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости: радость мыслить, понимать, созерцать прекрасное,радость любить и др. Но все они лишь частички единой, настоящей радости – радости, обитающей внутри нас, для которой, собственно говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.

Отсутствию ограничений, стереотипов и шаблонов.

Чем старше человек становится, тем больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену, то хотя бы ослабить их воздействие.

Легкости в восприятии нового.

Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его консерватизме и стремлении к контролю. Человеческий организм постоянно стремиться опробированные действия, которые дают некоторую гарантию выживания,повторять и превращать в привычку. Но консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.

Творчеству.

Всем детям (пока родители, детский сад и школа не дали установки и запреты) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью их жизни, позволяя ребенку остаться творческой личностью в процессе взросления.

 

Будьте счастливы как дети!